|
Фестский диск расшифрованДа, есть, видно, что-то особенное в этом диске из глины, странное и таинственное, что привлекает историков, лингвистов, профессиональных и самодеятельных дешифровщиков. Какая-то древняя ритмичная мелодия звучит с поверхности Фестского диска. То ли военный марш, то ли гимн дневному светилу, составленный жрецомсолнцепоклонником. А может быть, это - гелеграмма о гибели Атлантиды или восторженная реляция о завоевании богатого острова? Что-то кажется в фигурках на диске неуловимо знакомым, но в то же время и неумолимо ускользающим от понимания. Он и притягивает и обескураживает. "Этот великий немой никогда не заговорит", - заметил Роберт Мюнце, австрийский востоковед. Итальянские дешифровщики древних рукописей утверждали, что даже совместного честолюбия всех археологов мира, помноженного на их же упрямство, не хватит, чтобы одолеть критские иероглифы. Но так ли это? Крит - остров, археологическую славу которому принес Артур Эванс, английский историк. Он вскрыл там древние пласты и подарил в 1900 году научному миру сложнейшее сооружение древности - великолепный Кносский комплекс - дворец царя Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина чудовищного быка Минотавра. Мировая слава англичанина привела к тому ошибочному мнению, будто он открыл и Фестский диск. На самом деле тут все иначе. После раскопок Эванса на землю Крита набросились археологические экспедиции многих стран мира. Этот кусок глины с письменами откопал летом 1908 года рядовой участник итальянской группы Л. Перние." Копал он в одной из служебных пристроек дворца Минойской эпохи в городе Фесте. Он и определил, что диск пролежал в глинистой почве примерно 3700 лет. Что же нашли ученые? Не очень ровный глиняный круг диаметром около 16 см. Толщина его тоже неоднородна - от 16 до 21 мм. Загадочные фигурки, расположенные двумя спиралями, сплошь покрывали обе стороны кружка. Такие пиктографические знаки еще не встречались ученым. Не случайно они породили огромную научную литературу - больше чем по одной фундаментальной статье на каждую условную букву диска Но буквы ли это? И какому народу принадлежит азбука? "Очередная и труднейшая проблема древнего Крита", - заявили тогда итальянские археологи. Сперва они насчитали 241 знак, потом 243, а затем уже увеличили число до 259. Из этого количества выделено 46 разных. Иероглифы или пиктограммы изображали рыб, птиц, воинов в шлеме, оружие, растения, бытовые и другие не совсем понятные предметы. Диск с его рисуночным письмом сразу стал знаменитым. Посыпались версии - это лунный календарь, документ из дипломатического архива минойцев, талисман с заклинаниями, список городов, краткая элегическая поэма в честь весны и даже отчет о спортивных соревнованиях... "В апреле сеять, в мае полоть, в июне поливать, в конце августа убирать урожай" - примерно так предлагали читать критские письмена на диске английские археологилюбители. Они выбрали определенные рисунки и смело назвали их сельскохозяйственными символами. Далее этого их логика не распространялась... В 1930 году англичанин С. Гордон "прочитал" первые фразы диска следующим образом: "Владетель мира, шагающий с крыльями по бездыханной дороге, господин звезд, вспенивающий водяную бездну, солдат над ползающим цветком, воин конской кожи, пес, скачущий поперек дороги..." И далее в таком же вольно-сомнительном духе. Между тем начались и серьезные исследования. И 1ут же была выявлена примечательная неожиданность. Скорее, можно говорить об открытии. Что же изумило исследователей? Они убедились, что древние люди сработали текст Фестского диска не .острой палочкой, а специальными печатками. Сенсация? Конечно, ведь можно говорить о своеобразном предшественнике Гутенберга. У древних писцов были литеры? Да. Значит, печать по глубине была будничным делом. Ведь штемпели-литеры могли изготовляться только для частного использования. Значит, в земле Крита еще скрыты сотни, а может быть, и тысячи других дисков с отпечатанными письменами. Увы, они еще до сих пор не обнаружены, и мы вернемся снова к единственному пока диску. Итак, изображения фигурок не процарапаны, а оттиснуты в определенном порядке. Смысл в спиральном письме должен быть. Но какой? Ученые приписывали его самым древним грекам, легендарным филистимлянам, фригийцам, пеласгам, иллирийцам, этрускам и даже баскам. Но ни одна версия не оправдалась. В геологической лаборатории Кембриджа английские специалисты определили, что Фестский диск сделан из сорта глины, который не встречается ни в одном месте на Крите. Это еще одна загадка . Значит, тут импортный товар? Ничего удивительного. Кноссе находили египетские амулеты в виде скарабеев и керамические вазы из Микен и Коринфа. Знатоки глин затем добавили, что уникальный письменный документ в виде диска завезен на остров из Малой Азии, а если точнее - из ее юго-западной части. Забегая вперед, скажем, что это весьма важное утверждение. В 1910 году английские археологи и востоковеды с тяжелым вздохом сожаления заявили, что, "наверное, проникнуть в смысл критского иероглифического письма они никогда не смогут". К 1922 году слово "наверное" исчезло, и дешифровщики признали свое бессилие. Но они высказали трезвую мысль относительно формы диска. Малый диаметр его не случайность, а намеренная задумка древних мастеров типографского дела. Что имеется в виду? Глиняную табличку такого размера удобно зажать в ладони. Подобные диски делали, чтобы вручать гонцам и отправлять их в дальний путь с какойлибо срочной вестью. В какую же сторону и с какой вестью? В 1928 году французские востоковеды высказали ироничное суждение, что к диску следовало бы отнестись согласно желанию любой матери навсегда сохранить своего сынишку таким, каким он ей нравится, т. е. милым маленьким мальчонкой. Зачем расшифровывать диск? Пусть он лежит в музееИраклиона и молчит. Пусть не пропадает его таинственное очарование... Но исследования упорно продолжались. Ученые пришли к выводу, что рисуночное письмо здесь единственное в своем роде. Однако есть все-таки одна черта, сближающая его с древнейшими письменами Средиземноморья: рисунки диска содержат знаки словораздела - косые черточки. Языки древнего мира - это не стихия. Они имеют свои законы, условности, но и общие черты тоже. Рисуночное письмо - это пиктограмма. Его знаки - это слоги. К 1950 году ситуацию признали критической. Правда, мнение о слоговом письме утвердилось. Разных знаков 46. Следовательно, их слишком много для алфавитного письма, включающего, как правило, около 30 букв. Но 46 мало и для иероглифического, которому необходимо минимум 700 знаков. Поэтому и следует говорить именно о слоговой природе глиняного диска, донесенной до нас из седой старины. Ученые пришли к единому выводу, что направление чтения рисунков-слогов справа налево, т. е. от края диска к его центру. Группы значков, ограниченные радиальными черточками, - это слова. А далее? Расшифровка не продвигалась. Но была установлена еще одна тайна диска. Оказалось, что он побывал в руках корректора, который сделал целых четыре поправки: стер одни оттиски и отпечатал на глине другие. Следовательно, Фестский диск вышел из какойто походной типографии. Смысл рисунков упрямо не поддавался ученым. Поэтому и сыпались фантастические домыслы и пессимистические предсказания. Единственная оптимистическая мысль принадлежала тогда советскому исследователю А. Деянову, посчитавшему, что общий прогресс средиземноморской лингвистики и археологии в конце концов может добиться и здесь успеха. - В 1953 году к самостоятельным исследованиям Фестского диска приступил болгарский академик Владимир Георгиев, знаток этрусских и фракийских лингвистических проблем, а также многих языков древнего Эгейского мира. Он исходил из положения, что за отправную точку следует брать индоевропейский язык. Древний Крит - это перекресток торговых интересов прежде всего индоевропейских племен. Затем он выяснил, что Фестский диск относится к тому периоду истории Крита, когда на нем еще не господствовали греки. Академик знал о полном провале расшифровок на основе древнегреческого языка. Сразу следует пояснить, что работа академика В. Георгиева была подвижнической. Он проанализировал горы информации на разных языках, определил корни ошибок и искал свой собственный путь к истине. Разумеется, путь не был ни гладким, ни стремительным. Были у болгарского ученого свои драматические тупики, дни отчаяния, недели напряженной внутренней мысли. Для дешифровки нужен огромный комплекс знаний из археологии, истории, лингвистики, математики, морфологической статистики, комбинаторики. Однажды в библиотеке он натолкнулся на факт, который после обдумывания принял, условно говоря, за нить Ариадны. Если другие дешифровщики упорно твердили о необходимости билингвы, т. е. древнего двуязычного текста вроде Розеттского камня с египетскими иероглифами и греческим текстом, то болгарский академик отважился обойтись без такой удобной подсказки. Ведь работал же он с этрусским и иллирийскими языками без билингвы и получил международное признание. Его перу принадлежат оригинальные труды по сравнительным морфологическим моделям хеттского и этрусского языков. Словом, о легкости разгадки диска не приходится говорить. Проникать в пласты истории древних народов всегда сложно. Какую же исходную позицию нашел Георгиев? В трудах древнегреческих историков им было найдено краткое сообщение о том, что на Крите задолго до прихода сюда греков с континента жил народ, называвший себя термилами. Они пришли из Малой Азии, а затем переселились по каким-то причинам обратно, где образовали государство, названное позже Ликией. Вот вам и нить Ариадны, ибо ученый мир хорошо знаком с историей и религией ликийцев. Их язык стал понятен после того, как были найдены и прочитаны надписи на камнях, относящиеся к VI веку до н. э. Надписи оказались на лувийском языке, который близок к ликийскому. Сейчас ликийский язык ученые относят к хетто-лувийской группе, имеющей явные индоевропейские корни. Все это и позволило болгарскому ученому выдвинуть гипотезу, согласно которой Фестский диск, вероятнее всего, содержит письмена термилов. А если это так, то появляется реальный подход к дешифровке посредством уже известной лувийской письменности. Прежде чем приступить к конкретной работе, академик Георгиев разработал следующие фонетические и, соответственно, логические принципы своей дешифровки диска: 1. Всякий отдельный знак - рисунок диска - должен означать слог, т. е. сочетание гласных и согласных звуков речи, как это принято в ликийских и лувийских письменах. 2. Каждый знак должен иметь свое фонетическое значение по первому слогу лувийского слова, исходя, естественно, из названия предмета, изображенного на диске (рыбы, воины, орудия труда и др.). 3. Знаки, которые подобны крито-микенским знакам линейного письма или рисункам лувийских пиктографических письмен, должны здесь иметь одинаковое фонетическое значение. 4. Во внимание следует принять комбинаторные соображения, т. е. метод объяснения и толкования надписей на основе определенных закономерностей, полученных из самого текста этих надписей и опыта других дешифровок. 5. Установленные фонетические значения знаков рисунка должны давать возможность читать лувийские фразы, естественно, с определенным смыслом и логикой текста. 6. Фонетическое значение одного знака с Фестского диска можно считать точно установленным, если оно будет отвечать, по крайней мере, трем вышеизложенным принципиальным положениям дешифровки. Вот два примера приложения принципов академика Георгиева при определении фонетического значения некоторых знаков. Знак голова собаки имеет соответствие в лувийском пиктографическом письме, где он означает слог су (слово "собака" по-лувийски звучит как сувана). Значит, можно выбрать слог су с достаточной точностью. Фонетическое значение су дает возможность читать лувийские фразы, т. е. отвечает третьему принципу. Вот так один слог определен. Знак летящая птица имеет соответствие в критском линейном письме, где он означает слог кху. В то же время слово "птица" в хетто-лувийских языках звучит как хува. Следовательно, можно выбрать слог ху. Он дает возможность читать многие лувийские слова. Но прежде чем приступить к полной дешифровке, болгарский ученый долго думал о том, что в тексте могут встречаться личные имена и географические названия. В тексте Фестского диска имеется 13 групп знаков, которые оканчиваются двумя знаками. Например, несколько раз за знаком круглый щит следует рисунок голова воина в шлеме. Академик решил, что тут речь может идти о двухосновных личных именах, характерных для многих индоевропейских языков. Для сравнения он приводит славянские имена: Бори-слав, Владислав, Свято-слав. Выбрав для расшифровки определенную группу рисунков диска, болгарский лингвист установил фонетическое звучание 10 слогов. Они помогли сдвинуться с места, ибо было найдено с большой степенью достоверности несколько собственных имен Так из знаков рог, хвост, летящая птица и других Ьыло составлено -имя Тархумува. Удача здесь в том, что личные двухосновные имена хеттов и лувийцев довольно часто оканчивались именно на слог МУВА. Академик не мог не быть довольным таким совпадением. И как тут не вспомнить слова Шампольона, разгадавшего древнеегипетские иероглифы: "Вдохновение разгадки - вот настоящая жизнь". В. Георгиев еще раз убедился в правильности своей исходной точки и методики, когда нашел на диске второе имя: Ярамува. Такое имя хорошо известно ученым по хеттолувийским надписям на известковых камнях и мраморных плитах, найденных французскими и американскими археологами в юго-западной части Турции. Из другой группы знаков, куда входили изображения печать, хвост, голова собаки и другие, получилось имя Сармасу. Оно тоже известно по лувийским надписям. Всего академик вычислил 11 собственных имен. Конечно, работа длилась не один месяц и не один год. Все проверялось и перепроверялось, но постепенно выяснялся смысл письменных знаков Фестского диска. А кто же такие лувийцы? Это ближайшие родственники хеттов, жившие в Малой Азии и поэтому попавшие в летописи древних греков. Лувийской проблематикой много занимался итальянский профессор Мериджи. Он доказал индоевропейскую принадлежность лувийского языка и, соответственно, ликийского. Мериджи, например, считал, что в Трое говорили на языке, близком к ликийскому, а само название этого города можно перевести с лувийского как "Процветающий город". Кстати, забегая вперед, скажем, что Троя упоминается в Фестском диске. В журнале "Балканское языкознание" вышла статья академика В. Георгиева, где им дается окончательный вариант дешифровки фестского диска: "Сторона А Когда Яра готовился в поход против Лилимувы, то не успел отправиться, ибо Ярамува отстранил своего любимца и сам уничтожил Лилимуву. Тархумува, однако, решил относительно Яра, чтобы тот отошел на отдых. Тархумува был в плохих отношениях с Лилимувой. Тархумува решил, чтобы сам Яра находился на отдыхе во дворце. Тархумува напал на Санданию. Апупимува убежал на Самое. Упарамува встречал всех во гневе за свой ущемленный интерес. Рунда, однако, прибег к силе и оттеснил его. Сармасу отступил ближе к Ярамуве. Сторона Б Сарма замыслил и открыто выполнил свой план - он натравливает других. Его же подстрекала Троя, н" я ее остерегаюсь. Сарма, разгневанный на Эфесос, выиграл дело в свою пользу. Троя его подстрекала. Сармасу, когда освободился, подошел и воздействовал силой. Троя его поощрила. После победы над Яриной он отошел к Ялисосу, обложил тяжелой данью, но проявил снисхождение и ушел в Газену. Но Яра разгневался за унижение. Яра собрал зерно, обеспечил мне счастливое пребывание и поклялся, что не станет создавать неприятности, поскольку это не в его интересах. Сандатимува". Итак, как утверждает академик В. Георгиев, содержание пиктографического текста, нанесенного на глиняный диск, - это краткая историческая хроника или же доклад, посланный царю' в Фестос. Учителя учителей. Этруски Принято считать, что человек говорит "по-человечески" 40 тысяч лет, рисует примерно 17 тысяч лет, а пишет всего 5 тысяч лет. При этом происхождение письменности таит в себе массу загадок. Ученые смогли прочесть шумерские тексты, выбитые на скале за 24 столетия до Христа, и каменные таблички, на которых в 3760 году до н. э. под диктовку вавилонского царя Хаммурапи записали историю строительства канала и крепости руками пленных, обращенных в рабов. Основатель египтологии Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) научился читать давно забытый язык древних египтян. Русский этнограф и языковед Ю. Кнорозов расшифровал при помощи ЭВМ письменность индейцев майя. И только письмена этрусков остаются неразгаданными до сих пор, дразня многие поколения лингвистовисследователей, вынужденных признать, что этот языксирота не похож ни на один из известных им языков. Этрускология - наука об истории, культуре, языке этрусков, или тирренов, насчитывает уже 300 лет упорных поисков, удивительных открытий и горьких разочарований. Сколько раз пресса европейских стран разносила весть, что наконец-то разгадана загадка этрусского языка, и всякий раз оказывалось, что радость ученых преждевременна. Этот многочисленный и талантливый народ, живший на Апеннинском полуострове 2-3 тысячи лет тому назад, своей высочайшей культурой в огромной степени повлиял на историю многих европейских народов, за что получил прозвище у историков "Учителя учителей Европы". От этрусков берет начало государственность в Риме, как и сам "вечный город" с его прекрасно спланированными улицами, площадями, местами для зрелищ, театрами для гладиаторских боев и знаменитой "большой клоакой", действующей в Риме поныне. Легендарные основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, были этрусками. В архитектуре, письменности, музыке, керамике - во всех областях культуры влияние этрусков на римлян было очень большое. Даже внешние символы власти: золотую диадему, скипетр, трон из слоновой кости, расшитую золотом тогу, да и само изображение атрибута власти императора - фасции (пучки прутьев с вложенными в них топорами) - все это римляне позаимствовали у этрусков. Уже в VI-V веках до н. э. этруски плавали на пятидесяти весельных кораблях, снабженных таранами, способными пронзить любого неприятеля, строили дороги, добывали руду и плавили металлы, выращивали лучшие мускатные сорта винограда, осушали болота, вспахивали землю не оралом, отваливающим землю, а плугом, переворачивающим пласты. Этрурия была огромным резервуаром опыта и знаний, из которого на протяжении многих столетий долго черпали многие народы: карфагеняне, египтяне, греки и более всего римляне. Торговые и политические отношения, например, с Карфагеном строились и регулировались с помощью договоров. Жители Сицилии, Сардинии, Корсики, лигурийского побережья Галлии и Карфагена обязаны были соблюдать правила торговли и не переступать границы торговых зон и совместно вести борьбу с пиратами из Малой Азии. Во время войн этруски объединялись с союзниками. Известно, что когда воинственный народ фокейцы в 600 году до н. э. двинули свои несметные полчища на Массилию и угрожали порабощением северных районов Этрурии, то, объединившись с карфагенянами, этруски дали решительный отпор В кровопролитном сражении при Алалии фокейцы были наголову разбиты. В Этрурии вновь воцарился мир... Ни в войне, ни в торговле никто не мог соперничать с этрусками. Влияние их на близлежащие страны было столь велико, что греки, называвшие этрусков тирренами, и морю дали название Тирренское, а Гомер местом действия "Одиссеи" избрал побережье этого моря. При этом греки, сами будучи хорошими мореходами, уступали этрускам, строившим огромные торговые пятидесятивесельные суда с двумя мачтами. В ремесленном производстве этрусских городов преобладал свободный труд. Знаменитые этрусские вазы, оружие, золотые украшения, которые периодически находят в гробницах, восхищают знатоков совершенством исполнения и художественного вкуса. Ремесленники объединялись в коллегии, устраивали между собою конкурсы, чем удерживали долгое время высочайшее качество своих изделий, снискав себе славу непревзойденных мастеров. Этруски бойко торговали с Грецией, Кипром и Малой Азией, о чем свидетельствуют археологические раскопки в этих странах. В гробницах этрусков находят даже изделия из янтаря, месторождения которого известны в нынешней Прибалтике. Это говорит о том, что "янтарная дорога" находилась в руках этрусков. Города Этрурии достигли столь большого общественного и экономического развития, что почти каждый чеканил свои монеты, часто изображая на них якорь и колесо - символы морской и сухопутной торговли. И хотя этруски давно исчезли, эти символы продолжают жить и в наше время, как и многое другое, оставленное ими человечеству. С началом изучения этой древней цивилизации слава об этрусках как "учителях учителей" стремительно стала распространяться по миру. Историки не переставали изумляться столь высоким уровнем культуры и уже в середине XIX столетия возник вопрос, посеявший переполох в научном мире. Какой из ныне здравствующих наций этруски приходятся "родственниками"? Началось невообразимое! Оказалось, что многие народы хотели бы иметь таких высококультурных прародителей, обогативших человечество почти во всех областях знаний. Как из-под земли в весьма короткие сроки появились скороспелые "научные" труды, авторы коих доказывали, что только их нация ведет свое происхождение от этрусков и имеет право на особую гордость, забыв, видно, указание из Библии, что единственный грех, который людям не прощает Всевышний, - гордыня. Немцы доказывали, что этруски - "прагерманцы". Французы, англичане, итальянцы искали в этрусских надписях корни их родного языка - пралатынь. Казалось, доказательств искали все. В яростные и жаркие споры ввязались лингвисты, филологи, историки, археологи и просто любители-самоучки. Дальше всех пошел итальянский торговец Фра Джованни Нанни, более известный в народе под прозвищем Аннио-бородавка, переквалифицировавшийся в археолога. Он-то и нанес науке об этрусках ощутимый ущерб. Через местных крестьян он за определенную плату разузнал места древних этрусских гробниц. Тайно их обследовал, и довольно скоро в его руках оказались редкой красоты этрусские вазы, предметы утвари, оружие и прочие раритеты. Чтобы доказать, что этруски относятся к семитам, он в больших количествах придумывал фальшивые надписи, которые выцарапывал на подлинных вазах. Это были отдельные древнееврейские слова и целые фразы, написанные этрусскими буквами. Обработанные столь хитро надписи были как настоящие. Аннио-бородавка эти предметы закапывал в землю, а потом через подставных лиц "находил". Все выглядело вполне правдоподобно и произвело сенсацию. Стиль бессовестный подлог привел к тому, что некоторые немецкие ученые "клюнули" на него и в дальнейшем в своих трудах признавали этрусский язык ветвью еврейского и халдейского, потратив многие годы на бесплодные изыскания, пока наконец не поняли свою ошибку. Между тем этруски продолжали удивлять ученый мир. Особенно много разговоров возникло вокруг находки, сделанной в 1827 году итальянским археологом Карло Авольта. В окрестностях местечка Корнето он нашел нетронутую могилу этрусского воина.- Когда подняли плотно подогнанную тяжелую крышку саркофага, ученый успел рассмотреть воина в боевых доспехах и в полном вооружении. Молодое лицо было смугло, прекрасно, с почти сросшимися бровями. у переносицы. Ученый разглядывал его некоторое время, остолбенев от восхищения. Но едва Авольта слегка притронулся к нему рукой, как воин тут же неожиданно рассыпался в прах. Ученый был в отчаянии! Но делать было нечего. Он продолжил раскопки и стал много осторожнее, но подобной потрясающей находки ему сделать уже так и не удалось... Правда, много позже, в 50-х годах XX века, археологами было обнаружено захоронение этрусской девочки из знатного рода. Она была так искусно забальзамирована, что производила впечатление уснувшей, тогда как ее "сон" длился более 2 тысяч лет! Помня о неудаче Авольты, ученые со всевозможными предосторожностями поспешно ее изолировали от внешней среды, положив в герметический стеклянный саркофаг. Однако и того мгновения, которое она находилась на открытом воздухе, было достаточно, чтобы ее личико сильно потемнело... Вообще, начиная с Карло Авольты, находки этрусских гробниц следовали одна за другой. В 1830-х годах князь Боргезе и принц Люсьен Бонапарт вместе с ученым Кампанари нашли много золотых предметов этрусского быта и культуры, которые потом легли в основу музеев в Италии. А сколько всего ра- зошлось по рукам грабителей могил, можно только догадываться! Но Боргезе и Кампанари сделали важный шаг в науке об этрусках: они начали издавать все этрусские надписи в надежде, что кто-нибудь их когда-нибудь прочтет. Для ученых этрусские письмена казались странными и. весьма загадочными. Их прочтение шло с большим трудом и напоминало приключенческий роман. Были успехи и были разочарования. Но последних, пожалуй, было много больше. Количество вновь открытых и опубликованных текстов с каждым годом росло. Их накопились целые тома, над ними склонялись головы лучших лингвистов и дешифровщиков из многих стран. Вокруг одной-единственной буквы разгорались жаркие споры, и тому, кому удалось ее правильно прочесть (и доказать это), на научных конгрессах и симпозиумах этрускологов устраивали овации. Еще в XVI веке, когда на свет были извлечены первые этрусские тексты, их попытался прочесть итальянский ученый Тезей Амброций. Он установил, что этруски в основном писали справа налево. Ему удалось идентифицировать большую часть знаков этрусского письма, в том числе довольно трудные: "ф", "л", "р". В 1789 году итальянский ученый Л. Ланци (его портрет кисти Карла Брюллова имеется в Третьяковке) прочитал букву "м", по звучанию похожую на звук "5". В 1833 году Р. Ленсиус определил значение еще нескольких букв. Постепенно ученые узнали весь алфавит этрусков. Они могли читать надписи, слышали, как звучит их язык, но, увы, никто не понимал его. Правда, было открыто, что некоторые этрусские слова через греков и римлян вошли во многие европейские языки: "пополо" (люди), "мондо" (мир), "милите" (воин), "персона", "норма", "форма", "летера" (письмо), "таверна", "камера" (комната), "цистерна", "ариа", "аэро" (воздух) и т. д. Как видите, некоторые слова не нуждаются в переводе и для нас, русских. Истины ради следует сказать, что это обстоятельство толкнуло нашего соотечественника, известного библиофила, путешественника и историка А. Д. Черткова (1789-1858), предпринять попытки прочтения этрусских надписей, отталкиваясь от славянских корней. В качестве рабочей гипотезы он предположил, что этруски говорили на "праславянском" языке, что сами этруски древнейшие предки славян. Ключ к прочтению этрусских надписей, как считал он, можно найти, двигаясь по этому оригинальному пути. Во многих этрусских словах ему слышится славянский корень. И что удивительно, он угадал смысл многих этрусских слов и даже отдельные глаголы, существительные и местоимения. На свои деньги он издал этрусский словарь, где попытался дать перевод и объяснить значение около 500 слов. В этом словаре А. Д. Чертков слово "с1ап" (читается как "клан") перевел как "поклон". И он попал бы в самую точку, если бы прочел его как "колено". Как пишет известный наш этрусколог А. И. Немировский, "следует признать, что в русском и других индоевропейских языках часть лексики этрусского языка действительно совпадает". И это совпадение помогло установить, что в городах "двенадцатиградия" говорили на различных диалектах, которые довольно сильно отличались друг от друга. Ближе к славянам, по-видимому, была так называемая "пеласгийская ветвь" этрусского языка. Это удивительное открытие позволяет заглянуть в глубь многих тысячелетий и признать правоту ученого конца XVI - начала XVII века Мавро Орбини, автора книги "Славянское царство", что род славянский много старше египетских пирамид и "был он так многочисленен, что заселял полмира...". Наличие нескольких диалектов у этрусков значительно усложняет и без того трудную проблему прочтения текстов. Но, с другой стороны, указывает историкам на то, что. этруски волнами в течение многих веков переселялись на Пиренейский полуостров. И тогда неизбежен следующий вопрос: откуда они пришли? На эту тайну пока никто не может дать ответа. Хорошо известно, что этнический тип той или иной человеческой расы имеет ярко выраженные признаки, по которым нетрудно определить национальность. Многие найденные в гробницах этрусков терракотовые скульптурные портреты и раскрашенные статуэтки поражают специалистов большим сходством с представителями славянской расы! Скупые сведения о присутствии славян на территории Римской империи у историков были. В этой связи известен любопытный эпизод. Поэты Байрон и Мицкевич, посетив музеи Флоренции и Рима, независимо друг от друга пришли к выводу, что знаменитые античные статуи точильщика и гладиатора явно изображают типы славян. Это наблюдение заинтересовало многих, и вскоре этнографы подтвердили это! В последние годы методы и возможности археологии значительно возросли. Для выявления остатков поселений и погребений этрусков стали использовать специальную аэрофотосъемку, которая неожиданно дала потрясающий результат. Только в районе Тарквиний было обнаружено 2600 гробниц! Их поспешили засекретить, дабы не привлекать к ним грабителей. Первые же вскрытые гробницы, отобранные по фотографиям, дали миру много нового, причем именно в районах, где археологические раскопки не велись с 1894 года. Среди раскопанных гробниц наиболее известными стали "Гробница Олимпийских игр" и "Гробница кораблей". На стенах первой изображены бегуны, прыгуны, метатели диска, возницы на колесницах. "Гробница кораблей" получила название по рисункам больших двухмачтовых кораблей. По-видимому, в ней был похоронен этрусский "Синдбадмореход".... При этом было скопировано много надписей. Были даже билингвы, но очень короткие (на этрусском и латыни), состоящие почти исключительно из собственных имен (от 1 до 5 слов). Этрусский язык по-прежнему остался полным тайн. До сей поры археологи с изумлением обнаруживают этрусские вазы и прочие предметы культуры этрусков в Египте, Греции, Испании, Франции, Болгарии и даже на Украине, что красноречиво говорит об их предприимчивости и потрясающей "пассионарной индукции"! Но, как установили ученые, со временем этруски стали сдавать свои позиции. Столь красивый и талантливый народ как бы "старел", являя собою красноречивый пример для человечества. В хорошо сохранившихся изваяниях скульптур из этрусских гробниц можно проследить, как менялся облик знатных этрусков, возлежавших со своими чашами в руках. От обильной еды и питья, малоподвижного образа жизни этруски грузнели, обрастали жиром... Федерация городов Этрурии стала ослабевать. В 470 году до н. э. римляне выиграли сражение в Кампании. В 396 году до н. э. главный и сильнейший город Вейи пал и был разрушен. Постепенно "двенадцатиградие" этрусков теряло свои рынки, флот, когда-то грозную армию, которую римляне скопировали, включая знаменитую "фалангу" и "черепаху". Под покровительство Рима перешла со временем часть городов. Эти факты установлены благодаря сообщениям античных авторов. К сожалению, многое безвозвратно утрачено. Утрачены трактаты римских писателей об этрусках и их языке, как и обстоятельная и интереснейшая этрусская история и этрусская грамматика, составленная императором Клавдием. Последние ее экземпляры погибли в пламени пожара знаменитой Александрийской библиотеки...
|